Для начала немного про стажёров на воздушном судне.


Министерство транспорта российской федерации приказ от 17 июля 2008 г. n 108 об утверждении федеральных авиационных правил "подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации российской федерации"

3.15. В состав экипажа воздушного судна могут быть включены стажеры, при этом в состав летного экипажа - не более одного человека.
...
Своевременность, полнота и правильность выполнения функциональных обязанностей и принимаемых стажером решений обеспечиваются членом экипажа, непосредственно занимающимся его стажировкой.



Заменивший его приказ от 31 июля 2009 г. N 128 о стажёрах ничего не говорит.

Как мы видим, у этого устаревшего приказа есть одна особенность. Своевременность, полнота и правильность выполнения стажёром своих функций обеспечивается вовсе не стажёром. То есть стажёр, грубо говоря, наделён правом на любую ошибку в том смысле, что за последствия этой ошибки отвечает инструктор.

Теперь давайте посмотрим на другой приказ

Министерство транспорта российской федерации. Приказ от 14 апреля 2010 г. n 93 "об утверждении порядка функционирования непрерывной системы профессиональной подготовки, включая вопросы освидетельствования, стажировки, порядка допуска к работе, периодичности повышения квалификации руководящего и диспетчерского персонала"


14. Стажировка проводится под руководством и постоянным контролем диспетчера-инструктора с целью подготовки стажера для получения допуска к работе на конкретном диспетчерском пункте в течение установленного периода времени.

Итак. Стажировка проводится под постоянным контролем диспетчера-инструктора.
То есть инструктор всё время контролирует действия стажёра.


18. Практическая подготовка проводится на диспетчерском тренажере и рабочем месте в соответствии с утвержденным планом и включает в себя демонстрацию обслуживания воздушного движения диспетчером-инструктором, работу стажера в качестве диспетчера УВД под контролем диспетчера-инструктора, ознакомление с работой смежных диспетчерских пунктов, разбор характерных ошибок, а также выполнение тренировочных упражнений на диспетчерском тренажере под контролем диспетчера-инструктора тренажера
19. После окончания стажировки проводится теоретическая и практическая проверка стажера к самостоятельной работе на рабочем месте и диспетчерском тренажере путем оценки полученных теоретических знаний и практических навыков.

Как мы видим, практическая подготовка и проверка выполняется, в том числе, на рабочем месте. В том числе, включает в себя работу стажёра в качестве диспетчера УВД.


20. Стажировка для получения допуска к работе может быть увеличена работодателем по времени вдвое, если:
по заключению соответствующего диспетчера-инструктора стажер не готов к проверкам на диспетчерском тренажере и (или) рабочем месте диспетчера УВД;
стажер во время проверки на диспетчерском тренажере и (или) рабочем месте диспетчера УВД показал неготовность к самостоятельному обслуживанию воздушного движения;
по заключению соответствующего диспетчера-инструктора (диспетчера-инструктора тренажера) стажер не готов к самостоятельному обслуживанию воздушного движения на английском языке, если диспетчер УВД получает допуск к обслуживанию воздушного движения на английском языке.

Как мы видим, утверждённые правила подразумевают, что стажёр может быть не готов к самостоятельной работе даже после прохождения всего курса стажировки.

Я думаю, понятно и очевидно, что это означает, что стажёр не может нести какую-либо ответственность за результаты своих действий, если утверждённый порядок подразумевает, что стажёр может быть не готов к обслуживанию воздушного движения.
Иначе довольно странно получается. Стажёр может быть не готов, его посадили работать, что-то произошло. Все знают, что он может быть не готов, зачем его тогда посадили?

Очевидно, что диспетчер-инструктор обеспечивает безопасность и управление воздушным движением, даже если стажёр с этим не справляется.

@темы: авиация, безопасность, политика, свобода, юриспруденция